image альпинистскаЯ учебноспортивнаЯ база
invers горыи маршруты
наша база
новости
горы и маршруты
фотогалереЯ
услуги  и цены
адрес
форум
карта сайта

уллутау << люди и горы  
 

ГИД ИЛИ ИНСТРУКТОР

Размышления, не претендующие на абсолютную истину.

Все больше изменений происходит в среде альпинизма в последние годы, начиная с перехода спортивных секций на клубную основу и кончая форсированием учебно-тренировочного процесса в альплагерях. К сожалению, несмотря на множество "громких" восхождений совершаемых сейчас нашими альпинистами и России и за рубежом, во многом ситуация не такая уж радужная. В основном известные прохождения серьезных маршрутов, за которыми с напряжением следит весь рунет и которые с таким ажиотажем освещаются специализированной прессой, делаются в основном альпинистами еще старой школы. А среди современной альпинистской молодежи (в процентном соотношении) мало настоящих спортсменов, только те кому повезло попасть в хорошую команду. Как раньше говорили: "Курица - не птица, бройлер - не альпинист, называя бройлерами тех, кто за один сезон за счет сокращения цикла занятий выполнял нормативы, которые выполнялись обычно за два сезона. Сейчас же все как раз именно такие бройлера - быстро оперяются, но не долго и не высоко летают. Происходит это, на мой взгляд, потому что старые традиции в организации учебного процесса разрушены, а новые еще не сложились.

Очень часто слышу в альплагерях высказывания: "Мы платим деньги и инструктор должен нас вести на гору..." "... учебная часть должна выпускать..." А "спасотряд, который за это деньги получает, в случае чего должен побежать." Про занятия при этом никто не вспоминает - все, не успев приехать в альплагерь, скорее хотят выпуститься на гору. Инструктора тоже зачастую этому способствуют, т.к. гораздо проще "сбегать" на несколько вершин, чем проводить занятия в любую погоду и пытаться научить чему-то тех, кто учиться не хочет. Учитывая, что на двойки-тройки нормальный инструкитор и барана затащит.

Для того, чтобы понять кто кому что и за что должен, необходимо определиться в терминах и понятиях. Если вы оплачиваете на базе только проживание и питание, то кроме столовой вам никто ничего больше не должен. Ведь оплачива на морском курорте проживание с питанием, никому и в голову не придет требовать, чтобы к этому прилагался инструктор по плаванью, заявляя при этом, что вы не умеете плавать, а значит потратите деньги зря, просидев все время на пляже. Вы просто наймете себе инструктора за отдельную плату. В альплагерях же раньше учебный процесс, работа инструкторов и учебной части уже входила в стоимость путевки. Да только давно уже все приезжают на базу и платят за отдельные услуги, а путевочной системы кроме Безенгов нигде не существует. Но вот инертность мышления осталось.

Далее, если помимо проживания и питания, вы оплачиваете учебный процесс, то вы именно оплачиваете процесс обучения. Ведь на курсах английского за вас не переведут облюбованный вами набор статей, а только научат как это сделать. Так почему многие считают что в горах что-то иначе, что инструктор должен завести на гору любого и любой ценой? Инструктор должен только научить, проконтролировать достигнутый уровень знаний и навыков и обеспечить безопасность на тренировочном и учебном восхождении. И эти восхождения именно учебные. Значит инструктор должен учить, объяснять и подсказывать как идти. А не топтать следы, провешивать перила и тем более варить кашу. Это уже входит в обязанности горного гида, а не инструктора. Инстурктор в отличии от гида должен вести на маршрут отделение в котором все участники готовы в большей или меньшей степени к прохождению маршрута данной категории сложности, и проследить за тем, чтобы они не бездумно пробежали, собрав все записки, а преобрели необходимый опыт и навыки для дальнейших восхождений. Только не следует путать грамотное обучение с «методизмом», когда инструктор инертно обучает по давно устаревше методике или, работая с сильными разрядниками ленится работать в полную силу.

Поэтому перед вами есть выбор - либо пройти полноценный процесс обучения, чтобы потом надежно и грамотно ходить самому, либо нанимать все время гида, чтобы подняться на ту или иную вершину. Но вот тут-то и возникает проблема из-за того что нет еще у нас этого четкого разделения на гидов и инструкторов.

На Западе есть гид и есть клиент. Гид - это профессионал высокого класса, который постепенно самостоятельно в результате долгих тренировок добивается определенных результатов и, благодаря средставам массовой информации, всеобщего признания. Клиент - это тот кто просто хочет подняться на гору и хочет чтобы для этого ему создали все условия. Клиент, нанимая гида, уверен в его профессионализме, гид, ведя клиента, не расчитывает, что тот что-то знает или умеет. Визитная карточка профессионального альпиниста там - это отзывы о нем и пройденные им маршруты, освещенные в прессе.

У нас же визитная карточка - это книжка альпиниста с существущей системой разрядов и "клеточек". Только если раньше при строгом и жестком подходе к обучению, когда неподготовленного участника списывали и рекомендовали ему повторное прохождение этапа, уровень подготовленности альпиниста с 3-м или со 2-м разрядом был приблизительно известен, даже если ты не был знаком с ним лично. Сейчас же, когда ко мне подходит человек, который хочет на тройку или четверку и теоретически (по документам) имеет право на них идти, то в реальности я не знаю готов ли он к этому маршруту. Причем характеристики в книжке тоже бывает ничего не значат. У меня были участники с которыми мне приходилось идти на тройки без занятий, поскольку они уже до меня проходили занятия и тренировочную двойку с другим инструктором. И среди них попадались с плохой характеристикой физической подготовленности, но как выяснилось у них просто дольше проходил процесс акклиматизации, а инструктор торопясь добежать скорее до вершины этого попросту не заметил - сейчас эти ребята успешно ходят шестерки, а пятерку бывало проходили из лагеря в лагерь за 19 часов. А бывали, наоборот, участники со всеми отличными оценками, а на середине маршрута вдруг неожиданно зависали из-за недостаточной технической подготовленности, причем даже не на ключевом месте. Хуже правда, когда такие слабо подготовленные альпинисты находят компанию себе подобных и отправляются без инструктора, который готов к любым ситуациям. В лудшем случае при определенном везении они приобретают опыт на собственных ошибках.

Так что пора определяться, господа, и в терминологии и в поставленной вами цели. Инструктор должен обучать, а завести на гору любого любой ценой должен гид. И уже за другие деньги. И не ставя соответственно никаких записей в спортивные классификационные документы. Сейчас уже у нас появляются горные гиды. Стоимость их услуг будет во много раз выше, чем оплата учебного процесса. Зато полный сервис - и перила провесят и кофе с утра в палатку подадут.

Пока же не сформировались в альпинизме новые принципы, нет новой единой методики в обучении, нет четкой границы между инструктором и гидом, то инструктора получаются работают кто как - кто-то пытается чему-то научить, кто-то просто водит на гору. При этом бессмысленно сравнивать кто из них лучше, а кто хуже. Да, можно сказать, что тот вон инструктор классный - он 10 троек за сезон с участниками сбегал, а с этим мы ничего сходили. Только о чем это говорит? О подготовке участников? Или о мастерстве инструктора как спортсмена? На мой взгляд оценкой работы инструктора может служить только то какого уровня спортсмены выросли из его учеников и есть ли в этом его вклад или это заслуга других.

Ирина Морозова, инструктор, ред. сайта

 


<
 
оглавление:
 
   
  советы новичкам:  
   
  горы с стихах, прозе и музыке:  
   
 спасработы и нс:  
   
     

наша база | люди и горы | горы и маршруты | фотогалереЯ  | услуги и цены | адрес  | форум  | карта сайта