image альпинистскаЯ учебноспортивнаЯ база
форум
карта сайта

уллутау << люди и горы << Спасработы на Уллутау

ХРОНИКА СПАСРАБОТ НА УЛЛУТАУ, август 2004г.
(м-т Мальцева, 5Б)

ЕВГЕНИЙ БЛОШКО, инструктор, участник спасработ

02.08.04

Вышли на Чегетские ночевки. Началась гроза. Весь следующий день она даже не пыталась закончиться и вот к вечеру

03.08.04 начали разворачиваться основные события.

В 18.50, в эфире проскочила информация, что группа из Новгорода попала под камнепад на маршруте 5Б Мальцева на Уллу-Тау. Там шли тюменцы 4а, они и передали информацию. Связь была долгой – уточнялись детали произошедшего. Сразу стало понятно - спасработы.

В 20.00 на связи начспас, Ким Кирилович Зайцев, стал выяснять кто может выйти на помощь терпящим бедствие, кто есть рядом, кто ближе? Говорю мы есть – «Ток-3» Нас 4 человека, из которых: Игорь Мельник - без одной горы – 2 разряд, Лось (Сергей Тельнов) – 3 разряд + 1 «тройка», Медведь (Влад Паршин) вообще чистый 3 разряд. Но никто больше на призывы Ким Кирилыча не отвечал, потому было принято решение выходить этой группой. К нам присоединились тут же трое ребят из Донецка (заметте, никто их об этом не просил, просто не могли эти мужественные люди бросить в беде Человека!).

В 20.30 вышли. Разразилась гроза с новой силой, но мы были мокрыми и нам было уже все равно. Видимость упала до ноля, наступила ночь. Фонарики ничего не дали – ветер, град, сплошная облачность, ночь. Шли наощупь, благо тропа на перевал была пробита.

В 22.00 мы всемером вышли на перевал Гарваш. До перевала добрались относительно быстро - за 1,5 часа. В условиях нулевой видимости и грозы - это нормально. Вымокшие до нитки поставили палатки на перевале, чтобы утром идти дальше. Легли мокрыми прямо в одежде, с надеждой, что до рассвета она хоть чуть-чуть просохнет. Надеждам нашим не дано было сбыться – буря не утихала всю ночь.

04.08.04

С утра, просушивая одежду на себе, по дороге к вершине Уллу-Тау Западная, мы встретили новгородцев, которые спускались в лагерь, чтобы сообщить об аварии. То есть одну девочку – Юлю , поскольку напарник её ушел в Грузию, сбившись с тропы на гребне. Девушка сообщила нам место, куда ударил камнепад, точку, в котором находится группа (они поднялись выше пробиваемого места). Также сказала, что у Славы сломаны ребра и, когда он попытался пройти ещё верёвку вверх – потерял сознание.

Двигаемся дальше. Встречаем ещё и двойку из Тюмени, которая по гребню ходила 4а и сообщила в лагерь информацию, перехваченную на вечерней связи. Вид у них был тот ещё – они тоже холодную поймали этой ночью. Подошли под скалы. Было принято решение оставить тех, кто шёл медленнее здесь – поставить промежуточный лагерь. Остались Медведь и один парень (простите, не запомнил имя) из Донецка.

В 14.00 со Второй Западной вершины увидели группу Анатолия Олика. Он с напарником догнали нас, а остальная часть их группы – 4 человека, отстала. До этого в куллуаре остались провешенными 3 веревки перил, на случай, если придется спускаться по пути подъёма. Далее мы работали до вечера на гребне. Впервые пришлось наблюдать гром и молнии со снегом. Не считая продуваемых на всех ветрах скальных ножей, обмороженных конечностей и веры в чудо, все было нормально. Мы очень сильно верили, что сможем ещё спасти Славу. Предпологались разные пути спуска, в зависимости от состояния потерпевших. Рассматривались: спуск по стене – 5Б, по «Доске» - 4Б и по гребню - 4А. В сложных местах были оставлены ещё несколько веревок.

К ночи мы устали настолько (в рюкзаках несли веревки, палатки, железо, аптечку, килограмм на 10, разборную акью), что по гребню уже не бежали, как вначале, а шли.. Так и работали до темноты. Видели несколько интересных оптических явлений (интересных со стороны, но когда камни под тобой гудят – это уже не смешно). В сгущающихся сумерках сначала услышали, а потом и увидели двух девчонок. Тогда стало понятно, раз девушки вышли на гребень - третий (он же руководитель - Слава Иванов) - умер. Ночью мы до них не дошли, несмотря на гнев Ким Кирилыча - непогода продолжала бушевать. Но главное - они нас увидели и знали, что к ним идёт помощь. В темноте группы соединились. Часа полтора мы сооружали площадку под две палатки. Кое-как разместив их вплотную друг к другу и свесив концы их в пропасть, мы поспали пару часиков и снова за работу. Ночлег у нас был на жандарме «Утюг».

05.06.04

Утром произошла встреча!!! К девочкам на следующий жандарм первым подошел Лось. Свесил дюльфер. Я встречал их внизу. Сначала увидел Иру. Вщелкнул её на перила и в верхнюю страховку. Немного поуговарил с ней, потом её фактически потянули дальше. Второй спустилась Галя. Выглядела она куда лучше, но тоже не ахти. Потом дюльфернул мой верный Лось. Начали продёргивать веревку. Одну вытащили, вторая заклинила. Недолго думая мы достали нож, откромсали от неё сколько смогли и назад. Две еле дышащие девочки были доставлены (поскольку передвигались они уже с трудом) в палатку в назад по гребню. Там они рассказали, что произошло. Как Слава боролся за свою жизнь.

Почему двигались в сторону вершины, когда вылезли на гребень, то есть на восток. А мы подходили с запада. Скорее всего потому, что несколько контрфорсов отходят на юго-восток и кажется с определенного ракурса, что это гребень.

13.00 На «военном совете» было решено отправить 5 человек с акъёй (за её ненадобностью) обратно. Они забрали ненужное «железо» (девочки почему-то притащили с собой 2 «шакала» и 4 или 5 ледорубов(!), а так же около кучу буров и вещи погибшего. Этот день мы провели на горе. Отпаивали-откармливали девчонок (осталось-то 2 шоколадки, банка сардин, сухари и пол пачки картофельного сублимата, а к ним пол маленького баллона газа). Да и нам нужен был отдых, тем более, что погода не хотела утихомириваться, правда на некоторое время открылось окно и мы увидели «дискотеку под К-2». Палатки образовали большое яркое пятно на ночевках.

06.08.04

07.00, утро. Встали, начали снаряжаться в обратный путь. Руки и ноги у пострадавших были обморожены, поэтому стоило большого труда затолкать их в ботинки и перчатки.

08.30. Двинулись по чуть-чуть. Через три веревки, Ира, более слабая участница вдруг начала терять сознание – мы (Олик, Бара и я) к ней. Зрачка нет. Вообще. Ну мы давай кормить ее сахаром. Поставили горелку, натопили немного воды. Девочка "вернулась". Двигаемся дальше. Когда подошли к спуску - там три несложных дюльфера, и (о чудо!) появился спасатель. Назвался Петром (спасатель из Дагестана) и сказал, что оставит еду и воду и будет ждать внизу, под скалами. Оказалось ещё, что сняты веревки со сложного обледенелого места на гребне между 1 и 2 Западной вершинами. А ещё оказалось, что одна из групп прошла 2б на 2 Западную по периламЙ

17.00. На месте, где мы оставили Медведя с палаткой встретили остальных дагестанских спасателей. Нас напоили чаем с «Сникерсами» и мы побежали дальше. Мы продолжили спуск в том же составе. Спастели нас подстраховывали. На Гарваше встретили новгородцев. В палатке Медведя, которую тот оставил на перевале, лежал спасатель с простудой или бронхитом (?). Он и попросил моего косолапого друга оставить её там. Ребята из Новгорода, сказали, что они снесут вниз. Кучу веревок (5 что ли?) мы оставили тоже им и по 2 нес ещё каждый из нас до лагеря. А Игорь ещё и палатку. С перевала спускались трое – Лось, Игорь и я, а так же 2 девчонки – Ира и Галя. Сначала пострадавшие шли в связках со спасателями, потом перестегнулись к нам. Чуть впереди двигались Олик и Бара. Вот так впятером мы и дошли сначала до Чегетских ночевок («дискотека» не разбежалась, а наоборот собралась посмотреть на спасенных, насчитал не менее 35 палаток), а потом и до лагеря. На все ушло 4 часа.

В 21.00 мы прошли мостик и вошли на территорию лагеря. Девочек отвели в комнату к Медведю, он разыскал доктора. Мы с Игорем поднялся к Ким Кирилычу доложить, что все спустились. Он сказал пару теплых слов и спустился к пострадавшим с нами, там уже был врач – Доктор Ватсон (фамилия - Пермин), так его все называли, толковый доктор. Потом девчонок отвели в душ, осмотрела женщина-врач.

07.08.04

Утром их отправили вниз, в Тырнаузскую больницу, а через пару дней забрали домой свои ребята.
P.S. Во время спасработ с Чегетских ночёвок продолжались совершаться восхождения!!!

ВЛАДИЛАВ ПАРШИН, 3 разряд
участник спасработ (из отделения Жени Блошко)

03.08

День. Тюменцы встретили Новгородцев на пути к Уллу-Тау Главной. Они посоветовали им спускаться по 4А, а самиЙ пошли на вершину! Проходя мимо пострадавших, крикнули, что вызовут спасателей, и... пошли на вершину дальше. На пути с вершины догнали новгородцев. Как раз успели на очередной сеанс связи.

Ночь. На Гарваше очень долго искали стоящие палатки. Видимость не более метра. Рассчитываем, что с утра прибудет вертушка.

04.08. Утро. Хеликоптер Найн

День.Я остаюсь разбивать промежуточный лагерь под Западной. Через некоторое время подходит отставший Алексей из Донецка. С ним же приходят Зонт (Андрей Зотов) и Доктор (Вадим Пермин). Приносят половину акьи. Вытаптываем небольшой аэродром, ставим палатку на ледорубах.

Через некоторое время подходят Олик, Бара, еще кто-то и три 2-разрядника из Москвы. Приносят вторую половину акьи.

В этот момент облако немного развеяло, и мы видим как к Гарвашу подходит группа Дагестанского МЧС. До нас ходу им – несколько часов в худшем случае.

Поим группу Олика горячим чаем, отдаем оставшиеся теплые вещи, все продукты и все веревки. Остаемся ждать ДагМЧС.

ДагМЧС выходит на связь через несколько часов. Вместо того, что бы идти наверх, они... спускают в базовый лагерь Юлю, Новгородца ушедшего в Сванетию и трех девушек из нашей группы до кучи.

Связь отвратительная. Выступаем ретранслятором между Током и Током-3.

Ночь. На четверых – две пенки и два спальника, горелка пакетик чая. Заваривали его в талой воде около 10 раз. Непогода страшная. Палатку занесло снегом чуть не до середины, хотя постоянно вылезаем ее откапывать. О том, что творится наверху, страшно даже подумать. Но ребята ТАМ работают, отвоевывая у непогоды метр за метром.

05.08

Когда становится ясно, что спуск будет осуществляться по 4А, Начспас отдает нам приказ собирать бивуак и спускаться на базу. Мы не понимаем зачем. Начспас повторяет приказ и объявляет СК. Ничего не понимая, собираем бивуак и все вещи, не взятые спасателями наверх (в куче даже скальные тапки обнаружились!), и без веревок (а я – еще и без кошек!) начинаем спуск по 2Б. На одной стеночке сдуло весь снег, и я получил немало адреналина, спускаясь по льду на кое-как связанных огрызках репшнура и оттяжках.

Достигнув Гарваша, пьем чай. В это время ДагМЧС все-таки выходит наверх. Причем идет... на нашу стоянку!!! ЗАЧЕМ БЫЛО ОТПРАВЛЯТЬ НАС ВНИЗ, тем более вместе с уже разбитым бивуаком??? На Гарваше стоит моя палатка. Решаем оставить ее, на случай, если понадобится спустившимся вниз с пострадавшими. Оставляем в палатке спальники/пенки, газ, горелку, котелки с водой, продукты.

Обращаем внимание, что на Лацге минимум две группы, еще одна – на Уллу-Тау 2Б.

06.08

К нашему удивлению, пострадавших вниз спустила группа Жени. Никто так и не помог. Разместили пострадавших у себя. Отпоили чаем/водкой. Лагерный врач, хоть и должен был быть наготове, отсутствовал непонятно где. Маша (Мария) и Света мыли в душе пострадавших девчонок. Доктора кое-как нашли. Лечение он начал с того, что записал фамилии. Спирта, бинтов, пластыря в медпункте не было, собирали медикаменты по всему лагерю. Фактически, медпомощь оказывал Вадим Пермин. Начспас был невменяем и откровенно мешал.

07.08

С утра очень долго не могли найти машину. Док сказал, что если бы знал, что это затянется НАСТОЛЬКО, то сделал бы с утра девчонкам еще перевязку.

08.08

На Дне Памяти Начспас и начуч вдохновлено рассказывают о трагедии на 5Б. Отмечают умелые действия и самоотверженность ДагМЧС (!!!) и А.Олика.

АЛЕКСЕЙ ЛИЧМАНОВ, 2 разряд, участник спасработ

02.08.04

Вышли на Чегетские ночевки. В группе 6 человек.

03.08.04

Сидим на ночевках из-за непогоды. Узнаем, что на 5Б на Уллутау группа попала под камнепад в 2-3 верёвках от гребня, рации у них нет. Что двое отправились в лагерь сообщать о ЧП. Информацию передала двойка, которая шла траверс.
Вечером на верх уходит группа Жени Блошко в составе 7 человек.

04.08.04

Утром на ночевки поднимаются спасатели из лагеря. В группе 3 инструктора и 5 дагестанцев. Узнаю Олика Анатолия Петровича (г. Одесса), в прошлом году под его руководством закрыл второй разряд. Второй инструктор(или спасатель) Барабанов (Бара), фамилию третьего не запомнил. Сообщаем что есть три второразрядника. Я, Алексей Личманов, г.Фрязино, Московская область, - чистый, Дмитрий Гришин, г. Москва, - не хватает одной тройки, Александр (не помню фамилии), г. Москва, – с превышением (возможно крымским). Говорят, мы будем нужны на спасработах. Быстро собираемся, перекусываем и присоединяемся к ним. На подъеме к Гарвашу дагестанцы отстают. С Гарваша сразу идем дальше. Анатолий Петрович выходит на связь. Выясняется, что парень из двойки заблудился, Юля на перевале. Доходим до палатки Медведя под скалами, кипятим чай и выходим на связь. Узнаем, что дагестанцы будут искать заблудившегося парня из ушедшей двойки, который ушел в Сванетию. Связываемся с Юлей с Гарваша, чтобы узнать состояние пострадавшего. Похоже переломаны рёбра, затруднено дыхание. Еще раз встает вопрос - по какому маршруту спускать пострадавшего. По 5Б не хотят – камнеопасно, решают всё-таки по 4А. Выходим на гребень. Я с Анатолием Петровичем, за нами Саня с Диманом и Бара с напарником. Догоняем группу Жени Блошко. Анатолий Петрович ругается, что в каком-то месте не провесили перила. На гребне впервые наблюдаю, как, электризуясь, "звенят" скалы. Пошел снег. Начало темнеть. Анатолий Петрович ругается, что я медленно иду, надеюсь это от недостатка акклиматизации, а не от общего низкого уровня подготовки. Кажется уже в темноте одновременно с Женей доходим до "утюга". В начале снежной перемычки до жандарма есть место для двух палаток. За "утюгом" слышим голоса девчонок, в темноте видны их фонарики. Подтягиваются остальные, ставим палатки. Кипятим чай и выходим на связь. Ким Кирилыч хочет, чтобы мы шли дальше. Анатолий Петрович говорит, что еще одни спасработы никому не нужны. Что-то едим. Спим.

05.08.04

Пьем чай, что-то едим. Мы выходим последними. Первые встретили девчонок. Нам сообщают, чтобы поворачивали назад – Слава (инструктор) умер. Возвращаемся к палаткам. Возвращаются остальные, приводят Иру и Галю. Отпаиваем чаем. Вид у них уставший, но даже немного улыбаются – радуются встрече. Сильные девчонки. Принято решение отправить 5 человек с ненужной снарягой вниз. Обратил внимание на каску Иры, я ее нес в рюкзаке, – на затылке расколотая дыра сантиметров 10 в диаметре. Вышли - наша тройка и двое из Донецка – тоже Диман и (забыл имя, Андрей, кажется). Опытные ребята, много лет в горах, Андрей в этом сезоне водил новичков, но первый раз в этом ущелье – кажется так. Дошли до 2Б кулуара. Дюльферяем – с Анатолием Петровичем шли не по нему, а по гребню. После первой верёвки натыкаемся на парня – их группа провешивает кулуар. На вопрос кто они такие – что-то невнятное. Толи из клуба Демченко, то ли кто-то из них от туда. В группе новички/разрядники. Образовывается небольшой "паровоз". По снегу доходим до палаток. МЧС угощают чаем. Темнеет. Продолжаем спускаться. Уже с фонариками спускаемся к Гарвашу – не очень понятно правильно ли мы идем. Замечаем фонарик на перевале – идем правильно. Выходим прямо к палатке ребят из Новгорода. Угощаемся чаем и много едим. Ставим палатку. Спим. Один в палатке Новгорода.

06.08.04

Спускаемся на Чегетские. Встречаем остатки своей группы – очень рады. В лагерь спускаться не спешим.

оглавление:

советы новичкам:

горы с стихах, прозе и музыке:

спасработы и нс:

наша база | люди и горы | горы и маршруты | фотогалереЯ  | услуги и цены | адрес  | форум  | карта сайта